В Россию возвращаются староверы из Боливии

В пятницу 22 июня 2012 года по Государственной программе содействия добровольному переселению в Россию приехали шесть соотечественников – староверов из Боливии. Из южноамериканской страны они навсегда переезжают жить на родину предков – в Приморский край.

Мужчина с бородой и в рубашке с длинными рукавами глава семьи Никола Мурачев, женщины в платьях до пят, платочках – всё это напомнило картинки из учебников истории. Так выглядели переселенцы из Боливии.

 

Староверы оказались людьми очень доброжелательными и на контакт шли охотно: от камер, конечно, смущались, а вот в личной беседе рассказывали о себе откровенно.

«Да мы рады, что наконец-то можем с кем-то поговорить по-русски, – объяснила Степанида  – мать главы семьи. – Люди вопрошают – почему бы не ответить. Тем более люди здесь относятся к нам как-то хорошо, приветливые, милые».

Все переселенцы (23 человека, приехавших в феврале, 30 человек в июле 2011 года, и нынешняя группа из 6 человек) – это одна большая семья Мурачевых.

Россию в 27 лет покинул их дед. После установления коммунистической власти ему и другим семьям староверов, гонения на которых начались по религиозному принципу, пришлось перебраться из Приморья в ближний Китай. Когда и там религия оказалась под запретом, набожные люди стали искать новый дом. В 1930-ые года из Китая в Южную Америку переехало 73 семьи старообрядцев. Вначале они добрались до Бразилии, затем расселились по материку. Мурачевы оказались в Боливии. В каждом месте, куда приезжали русские, они тут же строили свою церковь – по сути, главное культурное место в деревне, выполнявшее роль и школы, и библиотеки, и дома культуры. Жили вместе, одной общиной, с местными жителями не ассимилировались.

Большинство жителей общины школ не заканчивали. Всё образование в семье и церкви. Из рук в руки в семье передавались русские книги, отцы привозили их из Бразилии, позже, когда в Боливии появился Координационный совет соотечественников – русские издания можно было брать и там.

Что интересно, все эти люди, родившись и прожив всю жизнь в Южной Америке, ни разу не побывав в России, говорят по-русски даже чище, чем многие из нас. За почти столетнее существование общины русских староверов в Бразилии и Боливии, они умудрились сохранить прекрасный русский язык и русскую культуру, которую мы теперь знаем только по учебникам. По их словам, самый распространенный вопрос от журналистов был как раз: «Как вам удалось сохранить русский язык?». А они в этом никакой диковины не видят. Русскими они быть никогда не переставали, так почему же должны позабыть родной язык?

Мужчины знают и испанский, так как приходится общаться с местным населением, но вот своих детей учат говорить только по-русски, внутри общины разговаривают также на языке предков.

«Мы просто все время вместе. Стараемся держаться старых традиций: меньше с базара, мирского, больше своего», – рассказывает Никола.

В Южной Америке они занимались сельским хозяйством и скотоводством. Имели, по сути, натуральное хозяйство. Даже одежду на всю семью женщины шили сами.

По словам сегодняшних переселенцев, сейчас только в Бразилии и Боливии живет порядка 1000 русских семей. А всё потому, что женятся они в 13-16 лет и рожают не меньше 6 детей. Живётся русским по-разному.

Вопреки предположениям о том, что староверы, наверняка, люди несовременные и новых технологий опасаются, оказалось, что о Госпрограмме братья читали в интернете.

Перебравшись из Боливии в Приморский край, они почти год прожили в селе Корфовка Уссурийского городского округа, а в начале 2012 года шесть семей староверов (44 человека) переехали в село Дерсу. Администрация Красноармейского района крайне заинтересована в привлечении данной категории граждан на свою территорию и в рамках своих полномочий оказывает им всяческое содействие. Администрация предоставила староверам (согласно их заявлениям) 12 земельных участков по 0,5 га для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, от староверов приняты заявления о предоставлении земельных участков под сенокошение и пастбища общей площадью около 750 га в близлежащих селах (Дерсу, Островное, Дальний Кут).

В ходе обустройства староверов на территории Приморского края возникли вопросы, связанные с воинской обязанностью и необходимостью обязательного школьного образования. Учитывая религиозные убеждения членов общины, молодым людям призывного возраста было предложено прохождение альтернативной гражданской службы, а детям школьного возраста – получение дистанционной формы обучения («семейное обучение»).

Теперь в стране, из которой уезжал дед, будут жить внуки и правнуки. Они будут жить на родине.